Сумская писательница, пишущая о войне, Елена Макарчук: «Мечтаю написать о Победе»

Книга сумской писательницы, переводчицы, лауреатки не только украинских, но и международных литературных конкурсов Елены Макарчук «Листи  до Фроди» увидела свет в прошлом, 2021 году, и стала настоящим болезненным откровением о войне, оккупации, жажде жизни, страсти любить, чувствовать все, что присуще человеку.

Мы пообщались с Еленой Макарчук и задали ей вопросы не только о ее книге, но и о русско-украинской войне, а также о жизни в беспокойном родном городе и пророческих рассказах. Подробней об этом в нашем материале на сайте sumski.com.ua.

Расскажите, что Вас побудило написать книгу о любви через призму войны или даже о войне, среди которой кипит жизнь – печальная, трагическая, но настоящая? 

«Листи до Фроди» – сборник из 26 рассказов, не связанных между собой и 6 непосредственно писем-эпистолярных откровений, исповедей, просьб о совете, общим среди которых является адресат – украинская представительница богини любви Афродиты – Фрода. И еще, возможно, то, что и пишут их исключительно женщины: всех возрастов, уровня достатка и судеб.

Тема войны задета примерно в половине произведений и именно «задета»: рассказы о боях, скитаниях на войне в основном со слов персонажей. Война – это не только фон моих рассказов. Это катализатор распада или развития отношений, это лакмус, обнаруживающий сокровенную сущность человека. Это большое горе, ломающее судьбы.

Мои рассказы о тех, кто провожает и ждет с войны, о тех, кто возвращается телом, а мысленно все еще там, о тех, кто теряет друзей и любимых. О несгибаемых и раздавленных и не представляющих, как буду жить дальше.

Там нет батальных сцен, стратегии и тактики ведения войны. Мне интересно писать о внутреннем мире бойцов, волонтеров, их родных. Но прежде всего – я сторитейлер. Человек, рассказывающий истории: с сюжетом, определенной моралью, разнообразием нравов героев и географических объектов. Я пишу так, как хотела бы сама читать.

Есть ли какая-нибудь личная история, связанная с этим?


Елена Макарчук (фото: facebook.com)

Многие мои рассказы имеют реальную основу, в том числе события собственной жизни. Если в других книгах пишут, что совпадение случайное – я не возражаю, что писала своих героев из друзей, родных, знакомых.

Например, один из таких рассказов – «Светлана». Очень многое в нем из реальной жизни. Хотя есть полностью придуманные повествования с минимумом прототипов. 

Есть вообще невероятное явление (и не единичное!), когда я пишу рассказ, а потом со временем встречаю своих героев.

Я встречала фразу о Крыме, горах и тишине в интервью офицера, которая буквально слово в слово совпадает со словами моего героя с позывным «Шарпом», который, как и реальный офицер, приехал воевать из Крыма, ему тоже сорок лет (на тот время) и дни рождения у них обоих в январе. Вымышленный персонаж и реальный человек, которого я встретила уже после написания.

Война – трудная тема, и, скажем прямо, не слишком популярна в литературе. Почему она легла в основу сборника ваших замечательных, щемящих рассказов?

Возможно, потому, что свой первый рассказ я написала в ноябре 2017 года, когда к тому времени уже более трех лет шла война на Донбассе. В основе его сюжета – история моей знакомой, которая в августе 2014 ездила через Донбасс, через зону боевых действий в Россию на свадьбу.

Сюрреалистический сюжет, ее слова о «трупах на путях», типичные языковые ошибки русскоязычных сумчан настолько меня поразили, что я давно планировала написать стихотворение об этом. А потом решила, что за то время, пока я буду писать это стихотворение, можно написать три рассказа. Так родились «Соняхи», которые военный писатель и боец Василий Пиддубный взял в сборник рассказов «Слово о войне».

С тех пор и пишу, и часто именно о войне, точнее о касательном к ней. Израненные судьбы дают настолько много сюжетов, что хватит на несколько подобных сборников.

Расскажите, как появлялись идеи сюжетных линий, как рождались рассказы?

Толчком к написанию может быть на первый взгляд незначительная деталь, воспоминание. Например, мелкая галька на берегу Азовского моря в Генгорце. Точно такая же возле Севастополя, село Учкуевка, где я отдыхала в уже далеком 2003 году. Воспоминание о Михаиле из Казани, очаровательная татарская колыбельная, найденная на Ютубе: и появился рассказ об этом.

Бывает, что я вижу своих героев в своем воображении. После прочтения стихотворения знакомой поэтессы Ольги Ковалевской «Тени птичек»: будто вспышка и перед глазами сразу возникла пара – Устим, сидящий на полу сеней и влюбленная в него соседка Явдошка, хотя в стихотворении речь шла только о любви во время Голодомора, смерть и память. Но настолько поразило, что написала целую родственную сагу, которую мои друзья называют «Веком Евдокии», ведь моя Явдошка прожила долгую и сложную жизнь: с Голодомором, войной, Майданом и Иловайском.

Сейчас идет сверхжестокая российско-украинская война. Работаете ли Вы над созданием книги по этой теме?

Главная творческая задача этого года, моя мечта — написание романа. Первоначальный замысел был написать о периоде с 2016 по 2018. 

Основная тема произведения – жизнь в серой зоне, и как тяжело приходится там, прежде всего, детям. В 0.40 24 февраля я дописала одну из глав, выключила ноутбук, завела будильник на телефоне и легла спать, чтобы проснуться от звонка подруги: «Ленка! Началась война!». И когда этот первый ужасный день подошел к концу, и я поняла, что из города уехать невозможно, что по Сумам ездят российские танки, а за окном выстрелы и взрывы…

Я начала на телефоне писать продолжение истории моих героев. Потому что поняла, что все, что я написала до того, только подводка к событиям, которые начались после 24 февраля. В жизни моих героев и моей собственной.

Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили остаться в родном городе?

У меня двое детей 8 и 17 лет. Вопрос, оставаться ли в родном городе, не стоял. Стоял вопрос, как из него уехать. Поскольку собственного автотранспорта у меня нет, а не на собственном транспорте выехать было опасно, я осталась. Помогала терробороне материально (вещи, лекарства, флаги), финансово (деньги на счет ОО «Суммы») и информативно. В частности, дала интервью итальянскому телевидению по поводу ситуации в Сумах.

Я живу неподалеку от «артяги» и с первого же дня танки, минометы, САУ, ГРАДы стали моей реальностью. С сыном по очереди спали: следили за сообщениями о тревоге и бежали в укрытие. Несколько раз там ночевали. С началом эвакуации попыталась уехать. Вышло только на третий день «зеленого коридора», 10 марта.

Больше суток добирались на запад Украины. Фактически все, что было в Сумах самое ужасное, — бои у артучилища, попытки колонн техники проехать по городу и остановка их, оцепление Сум, обстрел Градами Веретеновки, удар с САУ, бомбардировка 40-й подстанции и ул. Роменской, — было во время моего присутствии там. 15 мая вернулась в Сумы.

Как война на Востоке и полномасштабная война в Украине повлияла на Вас как на писателя, и как на человека?

Я в очередной раз поражена пророчествами своих строк. В экуационном автобусе я написала самые отвратительные страницы своего романа: об изнасиловании кадыровцем тринадцатилетней девочки, и как он потом умирал в лесу. Это было 10 марта, а в конце марта мир узнал о Буче.

Сегодня я узнала о гибели азовца. Я много лет общалась с его женой, и шокирована этим событием. Поэтому мечтаю написать о Победе. Бережно выписать этот момент и чтобы вот это точно было пророчеством.

После 24 февраля изменились отношения с родными и знакомыми. Некоторых я потеряла: кого-то в психологическом плане (прекращение общения), а кого-то и в физическом. Кого наоборот — нашла, или возобновила дружбу. Я осознала, сколько рядом Настоящих, и что многие из них – мои друзья, знакомые, коллеги, товарищи по перу.

В то же время стала более несдержанной и категоричной. Теперь я еще больше понимаю бойцов, которые делят все на белое и черное, друзей и врагов. Поняла, что не все простительно. И что жизнь слишком коротка и хрупка, чтобы тратить ее на пустые вещи.

Международный фестиваль «Jazz Bez»

Знакомы ли вы с историей джаза? В культурной среде Украины, например, он обрел себя в первой половине ХХ века. Джаз – это эпоха, невероятная...

Сумская телеведущая интервьюировавшая президентов

Мечтала ли юная, хрупкая девочка поступая на филологический факультет Сумского педагогического института имени Макаренко, что через несколько лет станет известной на всю страну телеведущей,...
.,.,.,.