Книга сумской писательницы, переводчицы, лауреатки не только украинских, но и международных литературных конкурсов Елены Макарчук «Листи до Фроди» увидела свет в прошлом, 2021 году, и стала настоящим болезненным откровением о войне, оккупации, жажде жизни, страсти любить, чувствовать все, что присуще человеку.
Мы пообщались с Еленой Макарчук и задали ей вопросы не только о ее книге, но и о русско-украинской войне, а также о жизни в беспокойном родном городе и пророческих рассказах. Подробней об этом в нашем материале на сайте sumski.com.ua.
Расскажите, что Вас побудило написать книгу о любви через призму войны или даже о войне, среди которой кипит жизнь – печальная, трагическая, но настоящая?
«Листи до Фроди» – сборник из 26 рассказов, не связанных между собой и 6 непосредственно писем-эпистолярных откровений, исповедей, просьб о совете, общим среди которых является адресат – украинская представительница богини любви Афродиты – Фрода. И еще, возможно, то, что и пишут их исключительно женщины: всех возрастов, уровня достатка и судеб.
Тема войны задета примерно в половине произведений и именно «задета»: рассказы о боях, скитаниях на войне в основном со слов персонажей. Война – это не только фон моих рассказов. Это катализатор распада или развития отношений, это лакмус, обнаруживающий сокровенную сущность человека. Это большое горе, ломающее судьбы.
Мои рассказы о тех, кто провожает и ждет с войны, о тех, кто возвращается телом, а мысленно все еще там, о тех, кто теряет друзей и любимых. О несгибаемых и раздавленных и не представляющих, как буду жить дальше.
Там нет батальных сцен, стратегии и тактики ведения войны. Мне интересно писать о внутреннем мире бойцов, волонтеров, их родных. Но прежде всего – я сторитейлер. Человек, рассказывающий истории: с сюжетом, определенной моралью, разнообразием нравов героев и географических объектов. Я пишу так, как хотела бы сама читать.
Есть ли какая-нибудь личная история, связанная с этим?
Многие мои рассказы имеют реальную основу, в том числе события собственной жизни. Если в других книгах пишут, что совпадение случайное – я не возражаю, что писала своих героев из друзей, родных, знакомых.
Например, один из таких рассказов – «Светлана». Очень многое в нем из реальной жизни. Хотя есть полностью придуманные повествования с минимумом прототипов.
Есть вообще невероятное явление (и не единичное!), когда я пишу рассказ, а потом со временем встречаю своих героев.
Я встречала фразу о Крыме, горах и тишине в интервью офицера, которая буквально слово в слово совпадает со словами моего героя с позывным «Шарпом», который, как и реальный офицер, приехал воевать из Крыма, ему тоже сорок лет (на тот время) и дни рождения у них обоих в январе. Вымышленный персонаж и реальный человек, которого я встретила уже после написания.
Война – трудная тема, и, скажем прямо, не слишком популярна в литературе. Почему она легла в основу сборника ваших замечательных, щемящих рассказов?
Возможно, потому, что свой первый рассказ я написала в ноябре 2017 года, когда к тому времени уже более трех лет шла война на Донбассе. В основе его сюжета – история моей знакомой, которая в августе 2014 ездила через Донбасс, через зону боевых действий в Россию на свадьбу.
Сюрреалистический сюжет, ее слова о «трупах на путях», типичные языковые ошибки русскоязычных сумчан настолько меня поразили, что я давно планировала написать стихотворение об этом. А потом решила, что за то время, пока я буду писать это стихотворение, можно написать три рассказа. Так родились «Соняхи», которые военный писатель и боец Василий Пиддубный взял в сборник рассказов «Слово о войне».
С тех пор и пишу, и часто именно о войне, точнее о касательном к ней. Израненные судьбы дают настолько много сюжетов, что хватит на несколько подобных сборников.
Расскажите, как появлялись идеи сюжетных линий, как рождались рассказы?
Толчком к написанию может быть на первый взгляд незначительная деталь, воспоминание. Например, мелкая галька на берегу Азовского моря в Генгорце. Точно такая же возле Севастополя, село Учкуевка, где я отдыхала в уже далеком 2003 году. Воспоминание о Михаиле из Казани, очаровательная татарская колыбельная, найденная на Ютубе: и появился рассказ об этом.
Бывает, что я вижу своих героев в своем воображении. После прочтения стихотворения знакомой поэтессы Ольги Ковалевской «Тени птичек»: будто вспышка и перед глазами сразу возникла пара – Устим, сидящий на полу сеней и влюбленная в него соседка Явдошка, хотя в стихотворении речь шла только о любви во время Голодомора, смерть и память. Но настолько поразило, что написала целую родственную сагу, которую мои друзья называют «Веком Евдокии», ведь моя Явдошка прожила долгую и сложную жизнь: с Голодомором, войной, Майданом и Иловайском.
Сейчас идет сверхжестокая российско-украинская война. Работаете ли Вы над созданием книги по этой теме?
Главная творческая задача этого года, моя мечта — написание романа. Первоначальный замысел был написать о периоде с 2016 по 2018.
Основная тема произведения – жизнь в серой зоне, и как тяжело приходится там, прежде всего, детям. В 0.40 24 февраля я дописала одну из глав, выключила ноутбук, завела будильник на телефоне и легла спать, чтобы проснуться от звонка подруги: «Ленка! Началась война!». И когда этот первый ужасный день подошел к концу, и я поняла, что из города уехать невозможно, что по Сумам ездят российские танки, а за окном выстрелы и взрывы…
Я начала на телефоне писать продолжение истории моих героев. Потому что поняла, что все, что я написала до того, только подводка к событиям, которые начались после 24 февраля. В жизни моих героев и моей собственной.
Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили остаться в родном городе?
У меня двое детей 8 и 17 лет. Вопрос, оставаться ли в родном городе, не стоял. Стоял вопрос, как из него уехать. Поскольку собственного автотранспорта у меня нет, а не на собственном транспорте выехать было опасно, я осталась. Помогала терробороне материально (вещи, лекарства, флаги), финансово (деньги на счет ОО «Суммы») и информативно. В частности, дала интервью итальянскому телевидению по поводу ситуации в Сумах.
Я живу неподалеку от «артяги» и с первого же дня танки, минометы, САУ, ГРАДы стали моей реальностью. С сыном по очереди спали: следили за сообщениями о тревоге и бежали в укрытие. Несколько раз там ночевали. С началом эвакуации попыталась уехать. Вышло только на третий день «зеленого коридора», 10 марта.
Больше суток добирались на запад Украины. Фактически все, что было в Сумах самое ужасное, — бои у артучилища, попытки колонн техники проехать по городу и остановка их, оцепление Сум, обстрел Градами Веретеновки, удар с САУ, бомбардировка 40-й подстанции и ул. Роменской, — было во время моего присутствии там. 15 мая вернулась в Сумы.
Как война на Востоке и полномасштабная война в Украине повлияла на Вас как на писателя, и как на человека?
Я в очередной раз поражена пророчествами своих строк. В экуационном автобусе я написала самые отвратительные страницы своего романа: об изнасиловании кадыровцем тринадцатилетней девочки, и как он потом умирал в лесу. Это было 10 марта, а в конце марта мир узнал о Буче.
Сегодня я узнала о гибели азовца. Я много лет общалась с его женой, и шокирована этим событием. Поэтому мечтаю написать о Победе. Бережно выписать этот момент и чтобы вот это точно было пророчеством.
После 24 февраля изменились отношения с родными и знакомыми. Некоторых я потеряла: кого-то в психологическом плане (прекращение общения), а кого-то и в физическом. Кого наоборот — нашла, или возобновила дружбу. Я осознала, сколько рядом Настоящих, и что многие из них – мои друзья, знакомые, коллеги, товарищи по перу.
В то же время стала более несдержанной и категоричной. Теперь я еще больше понимаю бойцов, которые делят все на белое и черное, друзей и врагов. Поняла, что не все простительно. И что жизнь слишком коротка и хрупка, чтобы тратить ее на пустые вещи.